Очарованный странник
14.05.2016
Киевская галерея «Мытець» (ул. Большая Васильковская,12) открыла «украинского Пиросмани». Оценить необычного автора можно, сходив на персональную выставку «От Ярослава». Это - первая «персоналка» в жизни Ярослава Стеценко. Она будет проходить до 22 мая.
- Я увидел, и просто влюбился в картины Модильяни. А уже затем – в Пикассо. Взял в руки кисть и…. понял, что никем другим, кроме как художником, больше быть не могу и не хочу, - рассказывает нам 27-летний Ярослав Стеценко. Мы беседуем на фоне его картины «Влюбленный медведь», одной из самых любимых у автора. Всего для первой в жизни «персоналки» Ярослав – так он, вместо фамилии, подписывает свои работы, отобрал около полусотни работ, написанных маслом в течение последних полутора лет, из четырех с лишним, когда живет только творчеством. До увлечения живописью, парень, родившийся в крестьянской семье в живописных (мы про природу а, увы, не о художественной традиции) Ставищах, Киевской обл., успел с отличием окончить физико-математический лицей и затем выучился на биотехнолога в киевском Национальном авиационном университете.
После университета юноша тоже совсем не сразу «заболел» идеей повторить «звездную» карьеру Ван Гога. Он просто открыл … собственное кафе. «Там, правда, уже рисовал «картины» молочной пенкой на кофе. Дети и мамы его очень любили, даже прозвали «кофейный волшебник». А вообще, Ярослав с детства у нас рисует, такой уж уродился, особенный», - говорит нам, явно гордясь младшим братом, Алексей Стеценко. С семьей Ярославу точно повезло - его старший брат полный аналог Тео для Винсента Ван Гога. И конфидент, и меценат, и критик, и главная моральная поддержка.
Когда бизнес наладился, а жизнь вошла в мирное русло, с Ярославом Стеценко «вдруг» случилось это - инсайт, озарение, визит ангела, может быть.
- Я взял в руки кисти и… уже не смог думать ни о чем другом. Но совмещать бизнес, работу в кафе с творчеством невозможно, - объясняет нам художник. – Бизнес требует всего времени, и живопись – тоже. Я продал кафе, и теперь целыми днями только пишу картины.
Белокурый, тонкокостный Ярослав и сам похож на ангела. Смотрит доверчиво и удивленно – и правда, как же так получилось? Какое счастье, мол! А «Влюбленный медведь», с синим цветочком в лапе, смотрит ему в спину. Оставь Стеценко-младший мечту о живописи, и этого медведя не было бы. Как и «визионерских» ромбов – оп-артовых композиций. И «Белого льва», похожего и не похожего на тибетского. И «Мальчика с гирей» - мультяшно-доброго, со словно игрушечной, собачкой в руках. Не появились бы на свет, напоминающие сразу и Модильяни, и кубиста Пикассо, портреты из цикла «Обнаженная», «Генерал», «Древнеримская композиция» и «Геракл», даже «бессюжетная» «Закарлючка»… Ничего не было бы. Кафе, в том числе, арт-кафе, сегодня по стране много. А где найдешь визионерскую, светлую, добрую живопись, такую, как «наив» «От Ярослава»?..
- Главное в живописи – мысль, то, что «между строчками», - рассказывает о своих картинах начинающий мастер. К слову, полтора года назад размышления о жизни и искусстве привели его… в Индию.
- Я проехал, считайте, полстраны. Она помогла мне измениться, - говорит автор.
После индийского вояжа, живопись Ярослава изменилась. Стала глубже, не потеряв, впрочем, в открытости миру и доброте. Эти «новые» работы он и решился показать на первой в жизни персональной выставке.
До недавних пор мы знали, как минимум, одного яркого художника-визионера, работающего сегодня в Киеве. Это Майкл Мерфенко, шотландец, влюбившийся в Украину настолько, что «украинизировал» фамилию Мэрфи. Биография и творчество Ярослава Стеценко не менее необычны. Возможно, однажды придет время и для совместной выставки двух гениев? А пока – не пропустите «персоналки» «От Ярослава». Она и правда стоит потраченного на нее времени.
Справка.
«Наивное» искусство, или ар брют – это не просто работы художников-самоучек. С самого конца XIX века, когда Гоген «открыл» миру Полинезию, творчество примитивистов (так еще называют самородков от живописи и скульптуры) лежит, чуть ли не в основе основ современной культуры. Нико Пиросмани, визионер Чюрленис, серб Иван Генералич, американка Бабушка Мозес, легендарные украинцы Никифор Крыницкий, Мария Примаченко, Екатерина Билокур и многие, подобные им «алмазы в пыли» - невозможно даже представить, какой была бы современная живопись без них.
Без «naïve art» не было бы Казимира Малевича и, в целом, русского и украинского авангарда - не случайно именно футуристы «открыли» миру гениального Нико Пиросмани. Западные сюрреалисты своим предтечей объявили Анри Руссо, «мастера грез», как они его называли. Сегодня одним из самых дорогих мировых художников считается Фрида Кало, переосмыслившая мексиканскую народную живопись. «Наив-арт» не просто «лежит в основе» - это очень модно.
Автор: Хомяков Леонид