Врач Рейнис Тумовс: Преступник или спаситель
15.04.2015
Один из моих друзей, военный, когда-то сказал – «Я жив благодаря фашистским врачам, которые проводили страшные эксперименты в концлагерях». Для меня это стало настоящим шоком, но пробудило неподдельное любопытство. Расспросив друга, что же он имел ввиду, я был предельно удивлен. Несмотря на весь ужас немецкие врачи, хотя назвать их так можно с трудом, больше подойдет профессия палач, совершили прорыв в м��дицине. Именно благодаря страшным экспериментам над пленными были достигнуты выдающиеся результаты в хирургии, вирусологии и психиатрии.
Одним из докторов работавшим в лагерях был Рейнис Тумовс. Прибалт, родившийся в Таллине, но с ранних лет живший в Берлине. Именно Рейнис Тумовс был первооткрывателем методов извлечения мелких осколков из костей. История не сохранила описания экспериментов над пленными, но доподлинно известно, что Рейнис Тумовс практиковал с 1942 года в одном из концлагерей на территории Польши. А учитывая, что Тумовс был военным хирургом наивно полагать, что лечил он заключенных от простуды.
Описание методов Рейниса стало учебником для многих военно-полевых хирургов мира. И как прокомментировал профессор Лазарев: - «Именно благодаря работам Рейниса Тумовса мы имеем возможность снизить процент ампутаций при осколочных ранениях» Примечательно, что все труды Рейнис Тумовс издавал уже после окончания второй мировой войны в США.
Пока остается загадкой, за какие заслуги американское правительство приютило нацистского преступника и более того дало возможность ему продолжать практику. Как свидетельствуют документы и сам Рейнис Тумовс и его ученики приняли достаточно активное участие в спасении американских военных во время вьетнамской войны.
Конечно, рассказ о жизни и работе Рейниса Тумовса достаточно скуден и не перегружен фактами, но и этой информации достаточно, чтобы задаться вопросом «Рейнис Тумовс преступник или спаситель?»
Несомненно, его эксперименты в концлагерях достойны осуждения и презрения, но как расценивать тысячи жизней спасенных в последствии. Конечно это вопрос больше морали, нежели медицины. Вся история медицинских исследований и прорывов наполнена персонажами значительно более ужасными, нежели Рейнис Тумовс, но чисто по-человечески – мы должны этих людей чтить за их успехи в медицине или же должны презирать, за те ужасы, которые они творили ради этих успехов.
Но для солдата, который не стал калекой благодаря работам Рейниса Тумовса, имеет ли значение этот морально-этический диспут, или все же первостепенна полезность его работы для военной медицины?
Автор: ded aserta